Бриллиант российского театра

Творческая встреча режиссера, члена СТД РФ Копейкиной О.Л. с артистами  Владивостокских театров, посвященная народной артистке России Надежде Александровне Айзенберг ( Меркиной )

Моя первая встреча с Надеждой Александровной Айзенберг состоялась в городе Владивостоке на детском театральном фестивале «Океанские подмостки», на котором она была председателем жюри. Впоследствии наше знакомство переросло в дружбу. Я благодарна судьбе за встречу с замечательным человеком, прекрасной женщиной, талантливой актрисой. Желание узнать о творчестве актрисы как можно больше, а, если повезет, то и увидеть видеозапись спектаклей с ее участием, привели меня в августе этого года в столицу Дальнего Востока – город Владивосток. К сожалению, видеозаписи спектаклей, в которых играла одна из лучших травести Советского Союза, не сохранились, но, слава Богу, есть еще люди, которые могут рассказать немало интересного о легенде советского и российского театра.

Солидный юбилей (народной арт. России Н.А. Айзенберг 28 ноября 2021 года исполняется 85 лет) собрал в импровизированной театральной гостиной актрису Владивостокского ТЮЗа (сегодня это Приморский краевой драматический театр молодежи ) заслуженную артистку РФ Копылову Галину Петровну и артистов Приморского театра драмы: заслуженную артистку РФ Лыткину Ирину Михайловну, народных артистов России Славского Александра Петровича и Сергиякова Владимира Николаевича. Особая признательность за организацию творческой встречи художественному руководителю Приморского краевого академического драматического театра имени Горького, народному артисту России Звеняцкому Ефиму Семеновичу и  заведующей актерской труппой Вейгель Татьяне Витальевне. Слова благодарности администрации Дальневосточного музея им. Арсеньева и Приморского молодежного театра за любезно предоставленные фотографии.

О.Л. Копейкина. Дорогие друзья, благодарю вас за то, что, несмотря на плотный рабочий график, связанный с открытием нового театрального сезона, вы нашли время, чтобы поговорить о прекрасной актрисе и замечательном человеке Н.А. Айзенберг, чтобы оживить страницы истории ее яркого, звездного творческого пути.

Надежда Александровна Айзенберг родилась 28 ноября 1936 года в Уссурийске. Детство было тяжёлым, мать Анна Михайловна воспитывала девочку одна, работая парикмахером, кассиром в театре. Неизвестно, как бы сложилась судьба девочки, если бы однажды она не попала в театр. Наблюдая за игрой актрисы-травести, Наденька мысленно представляла себя на сцене. Домой она летела на крыльях! Однако, желание быть актрисой пришлось не по душе матери, о театре она и думать запретила дочери. Но судьба распорядилась иначе и вскоре, после удачного показа художественному совету, Надежду принимают в Уссурийский драматический театр, в котором она проработала 4 года. В 1958—1960 годах она играет в Краевом драматическом театре им. М. Горького во Владивостоке и одновременно учится в театральной студии. Это была хорошая театральная школа. Своим же настоящим Учителем Надежда Александровна считала Игоря Михайловича Лиозина — главного режиссера Приморского ТЮЗа им. Ленинского комсомола, который вел ее по творческому пути к театральному Олимпу в период с 1960 по 1979 годы.

Галина Петровна, Вы несколько лет работали вместе с Надеждой Александровной на сцене Приморского ТЮЗа. Поделитесь своими воспоминаниями об этом творческом периоде Н.А. Айзенберг.

Г. П. Копылова. Хочу добавить, что главный режиссер Приморского ТЮЗа Игорь Михайлович Лиозин пригласил Наденьку из Уссурийска, где увидел ее в спектакле по пьесе Виктора Розова «В поисках радости», в котором она играла Олега. Надежда очень понравилась Игорю Михайловичу. Работая позже в ТЮЗе, Надежда всегда говорила, что Игорь Михайлович — ее Учитель, который сделал из нее актрису. Бывает так, что режиссер и актриса находят друг друга и это был тот случай счастливого творческого сотрудничества, содружества. Режиссер и актриса нашли друг друга. Под руководством талантливого режиссера Надежда Александровна блистательно играла мальчишек в течение многих лет! Это Алешка из спектакля « А с Алешкой мы друзья», Валя Котик из «Ночного чуда», Фенька из «Парень с тигровой», Витька из «Старого дома » А. Казанцева,  принц  Делихьяр из « Будьте готовы, Ваше высочество!» Льва Кассиля и многие другие ярко созданные образы. В этот творческий период талантливая актриса играла и девочек: Галя Четвертак из спектакля «А  зори здесь тихие», Лена из «Строптивой», Жанна из «Московских встреч» и другие.

О.Л. Копейкина. До сих пор вспоминают театральные критики ее Арбузовскую Таню! А вот что сама говорит актриса о том времени: «В театр юного зрителя я пришла в 23 года, сразу по окончании студии при театре Горького. Меня и в Горького оставляли, но Игорь Лиозин, главреж ТЮЗа, соблазнил возможностью играть мальчишек. Это для меня — все!». И еще хочу добавить, что в личной беседе со мной, Надежда Александровна как-то сказала, что к мальчишкам она еще со времен Великой Отечественной войны была неравнодушна и, будучи семилетней девочкой, мечтала стать мальчишкой, чтобы, как и многие из них, убежать на фронт!

Г.П. Копылова.  Да, у Надежды Александровны было то редкостное сочетание внешней хрупкости и внутренней твердости, и какого-то яркого мальчишеского начала, которые позволили ей играть яркие травистийные роли, которыми она и прославилась в театре. Когда Надежда играла роли травести, то отличить кто играет – актер или актриса было невозможно. Она из тех редких травести (сейчас это уже совершенно ушедшее амплуа со сцены), таких актрис, как Сперантова, Князева, Волкова. Таких уже сейчас нет! Это были редкие люди и Надежда Александровна в полной мере к ним относится.

О.Л. Копейкина.  Александр Петрович, а когда произошла ваша первая встреча с актрисой Айзенберг?

А.П. Славский. В 1974 году, будучи студентом Владивостокского института искусств, я участвовал в массовке спектакля Приморского ТЮЗа «РВС» А.П. Гайдара. Надежда Александровна играла роль Жигана и Димки, и я имел счастье видеть и наслаждаться ее актерской работой. Амплуа травести редчайшее. Актриса Айзенберг была одной из лучших травести в России. Перевоплощение в образ пацана было уникальным. Бесшабашный, задорный Жиган в ее исполнении покорял ребячьи сердца, а я испытывал восторг от ее игры, от перевоплощения взрослой женщины в мальчишку.

О.Л. Копейкина. Ирина Михайловна, я знаю, что Вы с Надеждой Александровной начинали вместе работать еще в ТЮЗе в 1967-68 годах…

И.М. Лыткина. Верно…Хочу сказать, что Надежда Александровна была первой актрисой ТЮЗА. Прелестная актриса и надежный добрый человек. На всю жизнь я запомнила ее прекрасные актерские работы — Чернокожего принца Делихьяра в спектакле «Будьте готовы, Ваше Высочество!» и девочку Варю из спектакля «Девочка и апрель».

Г.П. Копылова. Это тоже мои самые любимые роли Надежды Александровны.

О.Л. Копейкина. И актрисы Айзенберг тоже! В образ Вари в спектакле «Девочка и апрель» она была просто влюблена, а роль Принца Делихьяра считала вершиной своей творческой карьеры. В одном из интервью Надежда Александровна говорила: «Когда выходила на сцену в роли принца Делихьяра, то во мне прямо стержень был, я по-настоящему видела себя принцем, а всех, кто вокруг и в зале, — своими подданными. Это трудно объяснить словами…»

И.М. Лыткина. Хочется вспомнить интересный случай, связанный с талантливой игрой актрисы в этой роли. Однажды, на спектакле «Будьте готовы, Ваше Высочество!» присутствовал важный чиновник из Министерства культуры. Искусство перевоплощения Надежды Александровны и созданный ею образ чернокожего принца Делихьяра, приехавшего в СССР в пионерский лагерь, так потрясли чиновника, что он захотел сразу же после спектакля встретиться с ней, чтобы выразить свое восхищение. Но Надежда, сразу же после спектакля, убежала в общежитие, в котором жила, смывать краску-морилку с тела. Тогда чиновник из Москвы вместе с главным режиссером ТЮЗа направился в общежитие- «скворечник», продуваемое со всех сторон здание, состоящее из комнат с картонными перегородками-стенками, где вместе с другими артистами Владивостока жила Надежда. Увидев, в каких жутких условиях проживает первая актриса ТЮЗа, покорившая его талантливой актерской игрой, официальный представитель Министерства культуры РФ поднял вопрос об улучшении ее жилищных условий и вскоре Надежда получила ключи от собственной квартиры.

Г.П. Копылова. Кстати, за спектакль «Будьте готовы, Ваше Высочество!» Н. А. Айзенберг получила и звание заслуженной артистки РСФСР. К, сожалению, этот спектакль я не видела, так как пришла в ТЮЗ в 1970 году, к этому времени Надежда Александровна уже 10 лет работала в театре. Но мне посчастливилось увидеть спектакль «Девочка и апрель». Это было 50 лет назад, но до сих пор помню юную девочку Надю, талантливо исполняющую роль Вари… Осталось необыкновенно светлое ощущение от всего спектакля и ее актерской игры.

О.Л. Копейкина. Интересно, а как зритель принимал актрису-травести?

И.М. Лыткина. Маленькую, худенькую Надю дети воспринимали, как свою, ждали ее после спектакля, обступали со всех сторон. Дети ее просто обожали.

Г.П. Копылова. Ее всегда прекрасно принимал маленький и большой зритель, чему я не раз была свидетелем. Играя вместе в спектакле «Сомбреро» (1970г.) по пьесе С.В. Михалкова: я девочку, а Надежда Шуру Тычинкина, я и сама получала большое удовольствие от ее игры. В спектакле «Красный велосипед» Надежда играла Лелика – мальчика с гитарой, пела в спектакле. Надежда Александровна была ведущей, любимой актрисой ТЮЗа.

О.Л. Копейкина. А вот что сама Надежда Александровна рассказывает, как ее принимали дети. «В Нижнем Новгороде работала в ТЮЗе, помню, в каком-то спектакле выходим мы, девять актрис-травести, мальчишек играем. В зале — дети. Выходит первая, в зале — гул: «Ууу, баба…». Вторая, третья, восьмая… И тут моя очередь. На мне шорты, тельняшка, парик короткий. Выхожу. Тишина. Потом чей-то голос: «Смотрите, пацан!»».

Проработав на сцене Горьковского ТЮЗа один сезон (1965-1966 гг.), актриса возвращается во Владивостокский ТЮЗ, где удивляла, восхищала зрителей и поклонников ее таланта, в общей сложности, почти два десятилетия. В конце семидесятых актриса исполняет роль Раневской в «Вишневом саде» А.П. Чехова (постановка главного режиссера театра Н.В. Коробова) и начинается новый этап в ее творчестве.

Г.П. Копылова. Да, это была уже другая Надя! После стольких блистательно сыгранных ролей мальчишек — роль наиженственнейшая. Нежных цветов кружевные платья и шляпы, похожие на цветы, помогали укротить порывистость движений. Чехов позволяет проявиться драматическому началу актрисы. Рождался характер трогательный, но и волевой. Только эта воля не имела направления и расточалась втуне. Внутренняя женственность, плюс природное обаяние и, безусловно, талант – это все позволило актрисе Айзенберг удивительно тонко и точно сыграть Раневскую в «Вишневом саде» А.П. Чехова.

О.Л. Копейкина. О том периоде творческой жизни вот что говорила сама актриса: «Коллеги удивились, сказали — да ты женственная. Кстати, именно после Раневской Ефим Табачников позвал меня в театр имени Горького. Хотя этот образ мне не близок, я такой не смогла бы быть. А бабушку в первый раз сыграла в 1978 году в «Я, бабушка, Илико и Илларион». Вспоминала при этом свою бабушку, как она ходила, вставала, садилась, говорила… Было сложно, себя сдерживала, напоминала себе, что старость — это неспешность, усмирение».

Г.П. Копылова. Созданный на сцене ТЮЗа образ бабушки был настоящей большой актерской удачей актрисы и после спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» (реж. Н. Коробов) Надежда Александровна получила звание «Народная артистка России».

О.Л. Копейкина. Впервые в 42 года, после очередного спектакля «РВС», в сценах которого актриса в роли Жигана курила и танцевала, у нее заболело сердце. И у первой актрисы ТЮЗа появились сомнения: нужно ли дальше продолжать играть подростковые роли. Однако, она продолжала их играть, потому что, как сама признавалась: «Состояние души у меня все еще было подростковое, все воспринимала на ура, во все верила — а иначе нельзя. В 43 года меня позвал в театр имени Горького главный режиссер Е. Д. Табачников. И здесь продолжала мальчишек играть… В 47 лет я ушла из травести. Но мне еще 10 лет потребовалось, чтобы понять и принять женские образы. Я их играла, но душой отвергала, не чувствовала себя женщиной. Надо было перенастроиться».

Проработав на сцене Приморского ТЮЗа около 20 лет, Н. А. Айзенберг переходит в театр драмы им. Горького. Главные роли сменились эпизодическими. Александр Петрович, приход в драматический театр актрисы-травести Айзенберг стал событием?

А.П. Славский. Безусловно. Для нашего драматического театра Н.А. Айзенберг не просто была находкой, она оказалась настоящим бриллиантом!

О.Л. Копейкина. Я знаю, что с Надеждой Александровной вас связывают годы творчества…

А.П. Славский. Да, 25- лет я был ее партнером…

О.Л. Копейкина. А какой была актриса Айзенберг партнершей?

С ней было удивительно легко работать. Народная артистка, но никогда не кичилась званием, не подчеркивала это. Вела себя корректно, и в этом было ее достоинство. Капризы- упаси Бог! Не гнушалась, чтобы подойти к более молодому партнеру за советом. С трепетом относилась к ролям, подробно, щепетильно…Выходила на сцену в любой роли, как с чистого листа, это сегодня качество для артистов несколько утерянное…Она все умеет, все знает, опыта не занимать, но, как в первый раз, причем в каждой роли… И вечные сомнения…

О.Л. Копейкина.  Думаю, что Надежда Александровна точно следовала наставлениям своего Учителя И.М. Лиозина, который говорил ей: «Как только успокоишься, начнешь почивать на лаврах, считай, что все. Пока будешь волноваться, считать, что что-то не так, ты будешь живая и на сцене!»

А.П. Славский. Однозначно! Она была в постоянном поиске, благодаря чему созданные талантливой актрисой сценические образы всегда были запоминающимися. В основном, все ее роли – это роли неудавшихся женщин, потерянных, со сложной судьбой. Елизавета Богдановна из «Месяца в деревне» И.С. Тургенева… Я играл Шпигельского… Надежда играла женщину неопределенного возраста, кокетку, но пожилую, главная цель которой — найти свое место под солнцем, найти своего мужчину. Сцена из спектакля превратилась в отдельную концертную сцену, разумеется, в контексте спектакля. Талантливая актриса могла сыграть любую роль. Миссис Пирс -чопорная домоправительница из спектакля «Моя прекрасная леди». Я играл профессора Хиггинса… Какая стать при ее хрупкости и небольшом росте! Такая настоящая, истинная англичанка! А неповторимый образ актрисы Винченцы в спектакле «Мафиози»! На сцене актерская труппа, идет репетиция спектакля «Кармен»… Надежда Александровна играла судьбу несостоявшейся актрисы и как играла! Спектакль и ее роль в нем были очень энергозатратными, но ни разу не слышал от нее жалобы на усталость ни во время репетиций, ни во время спектакля. Она никогда не давала себе поблажек… Работать с Надеждой было одно удовольствие.

О.Л. Копейкина. Помню какое сильное впечатление произвел на меня спектакль «Поминальная молитва» в постановке режиссера Е.С. Звеняцкого. Актерский ансамбль, как единый целостный организм, в котором каждый актер индивидуален и не повторим. Запомнился яркий, талантливый актерский дуэт Менахем (арт.А.П. Славский) и его мать (арт. Н.А. Айзенберг). Надежда Александровна не играла, а жила на сцене… И так хотелось пожалеть ее…

А.П. Славский. Да, игра Надежды Александровны не могла оставить равнодушными зрителей. Играя в спектакле мою мать, мать Менахема, она не сказала еще ни одного слова, а зал был уже на ее стороне. Смешная, нелепая, древняя, не понимающая на каком свете, выжившая из ума женщина, но в этом-то и была трогательность ее и беззащитность.

О.Л. Копейкина. А вот как вспоминает Надежда Александровна о работе над этой ролью: «В «Поминальной молитве» я долго искала жизнь для мамы Менахема. И вдруг вспомнила маму свою, Анну Михайловну. Вот кого надо играть! И роль пошла! А мне как раз нужно было в Хабаровск на операцию уезжать. Я пришла к Ефиму Семеновичу, попросила: не вводите никого, я быстро вернусь. Он согласился: давай, одна репетиция, а потом сразу на премьеру».

А.П. Славский. Актриса хватала роль на лету, поэтому режиссер доверял ей! Я очень люблю эту роль в исполнении Надежды Александровны. В спектакле «Поминальная молитва» уже давно играют другие актрисы, а я все ее вижу… Первая исполнительница, это, как первая любовь…

О.Л. Копейкина. Скажите, Александр Петрович, актрисе Айзенберг был любой жанр подвластен?

А.П. Славский. Абсолютно! Диапазон широчайший! От комедии до трагедии могла сыграть! Над ее Анисьей в спектакле «Шут Балакирев» зал просто хохотал. А в спектакле «Рядовые» Дударева, в котором Надежда играла женщину после концлагеря, глядя на нее, сердце разрывалось! Она играла на разрыв аорты… И на это невозможно было смотреть! Почти все сыгранные женские роли Надежды Александровны — роли женщин с надломленной судьбой. И она умела это передать… В этих образах не было комфорта, это было всегда на изломе… Играя юродивого в спектакле «Борис Годунов» А.С. Пушкина, актриса несла через весь спектакль трагедию государства российского… Читалось все происходящее в России в это время… До сих пор стоит перед глазами и трогательная, хрупкая Анфиса из спектакля «Три сестры»… Надежда отличалась простотой игры, всегда была запоминающаяся…

О.Л. Копейкина. … несмотря на то, что в драматическом театре уже не играла главные роли. В этот период, как-то признавалась мне Надежда Александровна, ей стало интереснее играть эпизод, чем главную роль. «Ведь нужно так понять биографию этого маленького образа, так прожить его жизнь до и после эпизода, чтобы, когда выйдешь на сцену, зритель все понял: кто это, для чего, — и запомнил…», — говорила она и в одном из своих интервью.

Ирина Михайловна, в шестидесятых вас удивляла и восхищала актриса-травести Надежда Айзенберг… Спустя несколько лет, вы уже вместе играете на сцене Приморского краевого театра драмы. Что Вы можете сказать о драматической актрисе Айзенберг?

И.М. Лыткина. За годы работы в театре Н.А. Айзенберг создала галерею ярких, незабываемых сценических образов. Надежда была интересна в любой роли, даже самую маленькую роль «очеловечивала». На сцене могла быть на трогательной, нежной и смешной…  В спектакле «Рядовые» у нее не забываемая роль женщины, идущей из плена… В американской комедии «Шум за сценой» мы с ней играли одну роль Отти Дотли и она была неповторима. Сценические образы, созданные Надеждой Александровной, — это тонкая, филигранная актерская работа, и кроме восхищения, у нас, ее коллег, она ничего не вызывала.

О.Л. Копейкина. «Все свои сегодняшние роли люблю»-, вспоминала актриса. «На сцену выхожу с удовольствием, радуюсь этому. Ролей, о которых мечтала, но не сыграла, у меня нет. Всегда себя так настраивала: не мечтай о несбыточном, делай то, что тебе дают, от души»… А импровизация была свойственна Надежде Александровне?

А.П. Славский. Абсолютно, она обладала этим даром, тонко чувствовала, если партнер начинал импровизировать, то шла за ним и наоборот. В заготовленный рисунок умела вдохнуть воздух, жизнь. На сцене могла быть хулиганкой, в самом хорошем смысле этого слова, умела покуражиться! Метр с кепкой, но, когда Надежда играла, это был писк, ее переполняли эмоции!

О.Л. Копейкина. Прежде чем зритель увидит спектакль, всему творческому коллективу театра предстоит огромная работа по его созданию. Как актриса Айзенберг относилась к подготовке спектакля, созданию сценического образа?

Г.П. Копылова. Была очень ответственным человеком, безусловно. Отдавала всю себя театру, роли… Это ее очень сильно отличало от других актеров ТЮЗа… Талант, огромная самоотдача, беззаветное служение театру – все это позволило ей стать народной артисткой.

А.П. Славский. Работая с актрисой Айзенберг на сцене драматического театра на протяжение 25-ти лет, могу утверждать, что Надежда Александровна к себе была очень требовательна, приходила задолго до спектакля и настраивалась на роль, после чего на сцену выходил уже другой человек! Актриса в совершенстве владела искусством перевоплощения. Она никого никогда не учила, но работая с ней вместе, у нее можно было многому научиться. Четверть века вместе на сцене — это прекрасное время нашего творческого содружества.

О.Л. Копейкина. Какие человеческие качества были присущи актрисе Айзенберг?

И.М. Лыткина. Надежда Александровна интеллигентный человек, никогда никому не делала замечания, всегда занималась своим делом. Если к ней обращались, то она помогала с огромным желанием и большим тактом… Не было абсолютно никакой актерской ревности. Обычно актер безумно ревнует к своей роли, но я во время работы с ней над одной ролью Отти Дотли, ощущала только поддержку со стороны Надежды. У нас были сложные мизансцены, связанные с большим количеством переходов, и она мне помогала. Надежда Александровна сердечный, отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь! Она щедро делилась с нами, актерами, народными рецептами, которых знала очень много. Светлый и добрый человек!

Г.П. Копылова. Да, Надежде были свойственны такие прекрасные человеческие качества, как душевность, отзывчивость, доброта… Помню, как в далеком прошлом, нас, тогда молодых актеров ТЮЗа, Надежда подкармливала сухариками, что было очень кстати, так как время было «голодноватое»… И, кстати, с нами она тоже делилась полезными советами…

А.П. Славский. В жизни с ней было просто, легко и надежно. Общение дружеское, доверительное…

О.Л. Копейкина. Я знаю, что дальневосточники очень любили актрису Айзенберг. А как принимали ее в столичных городах России, за границей?

А.П. Славский. Прекрасно! Москва, Санкт-Петербург, Америка… Ее всегда принимали на ура! Вот яркий пример… Со спектаклем «Иванов» А.П. Чехова наш театр гастролировал в Америке… Надежда играла женщину со сложной судьбой — старуху-приживалку Авдотью… В финале спектакля ее один жест, оценка и шквал аплодисментов! Обладала потрясающей органикой!

О.Л. Копейкина. Александр Петрович, на протяжении 15 лет Вы успешно возглавляли Приморское отделение Союза театральных деятелей России, и, конечно, не понаслышке знаете, что это за работа. Как с этой непростой работой справлялась Надежда Александровна?

А.П. Славский.  Являясь в течение 2-х лет председателем Приморского отделения СТД, она делала все возможное, что в ее силах… И замечу, что было сделано немало добрых дел. Организация театральных фестивалей, работа в жюри, помощь в решении многочисленных социально-бытовых вопросов артистов приморских театров и др.

О.Л. Копейкина. Из личной беседы с Н.А. Айзенберг я знаю, что не все проблемы удавалось решить из-за равнодушия чиновников, и Надежда Александровна очень переживала по этому поводу.

А.П. Славский. К, сожалению, и мне не раз приходилось сталкиваться с этим… А Надежде Александровне, как женщине с мягким характером, было куда сложнее!

В импровизированную театральную гостиную, буквально на 5 мин., ведь в театре полным ходом шла подготовка к открытию нового театрального сезона, заглянул актер театра Сергияков Владимир Николаевич, чтобы выразить свое восхищение талантом и мастерством Надежды Александровны. 

В.Н. Сергияков. Я познакомился с Надеждой в 1975 г., когда учился на 2 курсе, будучи на практике в ТЮЗе. Увидел впервые ее на сцене в роли Жигана в спектакле «РВС» и был поражен искусством перевоплощения. В театре драмы встретились значительно позже. К сожалению, партнерами практически не были… Прекрасный человек, замечательная, яркая, характерная актриса. Принципиальный, честный, порядочный человек.  Могу сказать только самые добрые слова в адрес Надежды Александровны.

Несмотря на большую занятость, не могла не сказать несколько добрых слов о своей любимой актрисе и заведующая актерской труппой, актриса Вейгель Татьяна Витальевна.

Т.В. Вейгель. Познакомилась и открыла для себя Надежду Александровну много лет назад, работая вместе с ней сначала на сцене ТЮЗа, а затем в Приморском академическом театре. Могу говорить о ней только в превосходной степени. Удивительно добрый, отзывчивый и порядочный человек, талантливая актриса, интересная, яркая творческая личность. На сцене с ней было безумно приятно работать. Своей неуемной творческой энергией заряжала других. Любила от души посмеяться и никогда не показывала, что у нее какие-то неприятности… Обожаю и очень люблю Надежду Александровну.

О.Л. Копейкина. А вот что в одном из интервью говорил об актрисе Айзенберг режиссер Ефим Семенович Звеняцкий: «Она просто неповторимая актриса — неожиданная, эксцентричная! И никогда не говорит ни о ком гадостей».

В.Н. Сергияков. И в театре о ней никто никогда плохо не отзывался! Ее обожали, ее любили! Счастье, когда в театре есть такая актриса…

А.П. Славский. Да, далеко не все театры могут похвастаться тем, что у них есть такая актриса, как Надежда Александровна. Прошло около 12 лет, как она переехала в Москву, но все о ней с любовью отзываются. Когда встречаемся на гастролях, все ее обступают, целуют, все ей рады. Она, как будто все время с нами, здесь… Когда в труппе есть такой человек — это счастье. Надежда Александровна украшение нашего театра, украшение города, края…

О.Л. Копейкина. …и России! Прослужив верой и правдой прекрасной Мельпомене 56 лет, в 2010 году Надежда Александровна оставила театр и переехала в Москву. Сегодня она живёт в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной. Дорогие друзья, в преддверии солидной юбилейной даты Н.А. Айзенберг, у вас есть прекрасная возможность поздравить ее.

Г.П. Копылова.  Дорогая Надюша! Позволь обращаться к тебе так, как когда-то в далекой молодости. В Молодежном театре остались только я и Екатерина Серебрянская, моя сокурсница, которые имели счастье видеть тебя на сцене! Для меня, Надюша, ты навсегда останешься примером мужества, которого тебе не занимать. Дай Бог тебе силы, терпения, добра и блага! Нежно обнимаю тебя! К моему поздравлению и наилучшим пожеланиям присоединяется весь творческий коллектив Приморского молодежного театра, в котором, считаю, ты спела свою самую главную песню и стала народной артисткой! Здоровья и долгих лет жизни, дорогая Надежда Александровна!

Т.В. Вейгель. От всей души рада поздравить Надежду Александровну с Юбилеем лично от себя и всего творческого коллектива Приморского театра драмы. Здоровья, неисчерпаемой жизненной энергии, долгих лет жизни, наша любимая юбилярша!!!

И.М. Лыткина. Счастлива поздравить Надежду Александровну с прекрасным юбилеем от имени артистов нашего театра, от имени жителей Владивостока, потому что ее помнят и любят. Такого человека всегда очень приятно поздравить! Дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни!

А.П. Славский. Здоровья и долгие лета, уважаемая и дорогая Надежда Александровна!

В.Н. Сергияков. С Юбилеем!!!

О.Л. Копейкина. Прекрасные сценические образы, созданные талантливой актрисой, на протяжение многих лет были примером для подражания юного поколения. Правительство по заслугам оценило творческий труд Актрисы. В 1970 году Н.А. Айзенберг присуждается звание Заслуженная артистка РСФСР, В 1977 году — Народная артистка РСФСР. Надежда Александровна Айзенберг является Лауреатом премии им. народного артиста СССР А. Присяжнюка.      Почти шесть десятилетий талантливого служения театральному искусству, это, не побоюсь сказать, — творческий подвиг! То, что Надежда Александровна Айзенберг (Меркина) сделала для развития культуры не только Дальнего Востока, но и России, заслуживает огромного уважения и признания. Огромное спасибо за талант и вдохновение, за любовь и преданность театру, дорогая Надежда Александровна! Здоровья и неиссякаемой жизненной энергии Вам на долгие-долгие годы!!! С Юбилеем!!!

 «Надежда уезжает последней». газета «Владивосток» №2855 от 23 дек. 2010. Дата обращения: 12 февраля 2018.

 Ольга Хохлова: «Владивосток – это уникальный город». olgahohlova.ru. Дата обращения: 12 февраля 2018.

 Айзенберг Надежда. РусКино. Дата обращения: 12 февраля 2018.

Весна: Истинные леди в истории Владивостока. Надежда Александровна Айзенберг. Аргументы и факты, 04/03/2014. Дата обращения: 12 февраля 2018.

Работы в театре (не полный список сыгранных ролей):

«В поисках радости» Виктора Розова — Олег

«Девочка и апрель» — Варя

«Таня» А. Арбузова — Таня

«Будьте готовы, Ваше высочество!» Льва Кассиля — принц Делихьяр

«Восемь любящих женщин» Р. Тома — Бабушка, Шанель

«Живи и помни» В. Распутина — Надежда

«Старый дом» А. Казанцева — Витька Глебов

«Необычайные похождения Т. С. и Г. Ф.» Марка Твена — тётя Полли

«Ретро» А. Галина — Барабанова

«Дети солнца» М. Горького — Антоновна

«Егерь» С. Балабина — Соседка

«Арба перевернулась» О. Иоселиани — Тася

«Моя прекрасная леди» Ф. Лоу — миссис Пирс

«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова — Васюта

«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Глумова

«Железный класс» Альдо Николаи — Амбра

«Рядовые» А. Дударева — Женщина

«Месяц в деревне» И. Тургенева — Лизавета Богдановна

«Мафиози» М. Новак, В. Станилова, Ю. Юрченко — Винченца

«Московский хор» Л. Петрушевской — Скорикова

«Поминальная молитва» Г. Горина — мать Менахема

«Шут Балакирев» Г. Горина — Анисья

«Аккомпаниатор» — Сверчкова

«№13 или безумная ночь» Р. Куни — Горничная

«Иванов» А. Чехова — Авдотья

«Борис Годунов» А. Пушкина — Юродивый

«Три сестры» А. Чехова — Анфиса

«С любимыми не расставайтесь» — Женщина

«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Уличный певец

«Инкогнито из Петербурга» по Н. Гоголю — Христиан Иванович Гибнер

 

 

Портрет Н.А. Айзенберг (Меркиной)

Портрет Н.А. Айзенберг (Меркиной)

Портрет Н.А. Айзенберг (Меркиной)

Портрет Н.А. Айзенберг (Меркиной)

И.М. Лиозин – главный режиссер ТЮЗа, Учитель Н.А. Айзенберг

Н.А. Айзенберг перед выходом на сцену , 1961г.

Сцена из спектакля «РВС» Приморского ТЮЗа, Н.А. Айзенберг в роли Жигана, 1970г.

Программа спектакля « РВС» А. П. Гайдара

Сцена из спектакля «РВС», ТЮЗ , Жиган- арт. Н. А. Айзенберг , 1978г.

«Девочка и апрель», ТЮЗ, Вари – арт. Н.А. Айзенберг

«Вишневый сад», ТЮЗ, 1975г., Раневская — арт. Н.А. Айзенберг и артисты театра

«Вишневый сад», ТЮЗ, 1975г. Раневская — арт. Надежда Айзенберг, Гаев-арт. Эдуард Прокопцев, Лопахин- арт. Александр Волосянко

«Вишневый сад», ТЮЗ, 1975г. Раневская — арт. Надежда Айзенберг, Варя- арт. Ирина Тарасюк

«Муха -Цокотуха», Приморский драматический театр им. Горького, Тараканиха -арт. Н.А. Айзенберг,1973-1974гг.

«Декамерон», драмтеатр им. Горького. Артисты Н. Айзенберг и В. Василькевич, 1979г.

Сцена из спектакля «Живи и помни» В. Распутина, драмтеатр им. Горького, 1979г.

Сцена из спектакля «Страшный суд» , 1980 г.

«Царевна- лягушка». Баба Яга — Айзенберг, Марья- Жабко, Марфа- Артемьева, Иван-Дурак — Голубкин, 1990г.

Актеры Приморский драматический театр им. Горького на гастролях в г. Николаеве, 80-е гг.

Общая фотография артистов Приморский драматического театра им. Горького с главным режиссером Е.С. Звеняцким, Владивосток,1989-1990гг.

Н.А. Айзенберг в Доме ветеранов сцены им. Яблочкиной, 27 марта 2021г.

Н.А. Айзенберг в Доме ветеранов сцены им. Яблочкиной, 27 марта 2021г.

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУК ХЦТИ «Бенефис» Вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Согласен