Фестивальная жизнь Хабаровского отделения Союза театральных деятелей России последние несколько лет бьет ключом. Все интереснее заявляет о себе фестиваль самостоятельных работ «Новые грани». Не каждый год, но всегда весело проходит фестиваль театральных капустников «Козья морда». На их фоне конкурс актерской песни «Театральный Орфей» в последние годы как-то потерялся, почти заглох… И вот возродился как феникс из пепла — обновленный, неожиданный. В том числе и благодаря имени, которое он теперь носит. В 2011 году было решено дать этому фестивалю имя заслуженного артиста России Владлена Павленко, трагически погибшего в июле того же года в Чехии.
Решение не было скоропалительным или дежурным. Творческая жизнь нашего отделения и Влад были тесно связаны в последние годы. Член правления, председатель жюри, неизменный участник всевозможных проектов отделения СТД, он всегда привносил в наши встречи частицу своего замечательного дара: актерского, человеческого. Формальным он быть не умел, и если выходил на сцену, мы слышали, как поет его душа. Именно этого мы ждали от участников актерской песни и на этот раз. И не обманулись. Программа конкурса собралась разноплановая, интересная, яркая. Впервые гостями фестиваля стали актеры из Владивостока. И тоже благодаря Владу. Артисты Приморского краевого академического театра драмы им. М. Горького Александр Белоконь, Михаил Марченко и Андрей Нартов были друзьями Владлена Павленко. В память о друге они приехали в Хабаровск, чтобы выступить вне конкурса. С них и началась программа. Песня «С конем», которую когда-то Влад Павленко и Денис Желтоухов пели своим владивостокским друзьям, теперь звучала в исполнении приморских актеров и Дениса. Впервые после гибели друга он исполнял эту песню без него, в память о нем. И это было непросто. Такое начало стало камертоном всего фестиваля.
Затем конкурсная программа. Один за другим на сцену выходили артисты всех театров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Среди участников и совсем юные, неопытные дебютанты, и уверенные мастера сцены. Как водится, выступления были удачные и не очень. Это нормально. Кого-то подвела техника. Микрофоны пару раз «объявляли бойкот». Кто-то забывал слова. У кого-то терялся реквизит. Кто-то за пять минут до выхода менял песню. А кто-то впрыгивал в программу на ходу, как в убегающий трамвай. Словом, весь арсенал конкурсной нервотрепки. Но откровенно неудачных выступлений оказалось совсем немного. Остальные, а всего их было двадцать три (!), радовали слух и душу. Ибо песня на фестивале звучала именно актерская, то есть очень личностная, образная, прожитая по всем законам театрального искусства.
При всем том жанровые рамки представленных работ были очень широки. Так, два первых места завоевали молодые актрисы хабаровского ТЮЗа — Елена Колесникова и Оксана Желтякова с диаметрально противоположными по жанру номерами. Если первая тронула зрителей и жюри глубоким искренним исполнением драматичной песни из старого кинофильма «Особо важное задание», то вторая сразила наповал блестящим номером с громоздким названием «Посвящение самому любимому человеку (анданте апофеоза)», в котором всем известную песню «Очарована, околдована» остроумно переосмыслила, исполнив от собственного лица, посвятив ее «себе любимой».
Вообще ирония, юмор в этот день были полноправными участниками фестиваля, что лично для меня является одним из критериев свободного творческого самовыражения. В связи с этим жюри пришлось «попилить» все призовые места пополам. Так совпало, что на каждый диплом (1, 2, 3-е места) претендовали по два номера: серьезный и «капустный». И в том и в другом случае исполнители демонстрировали недюжинное актерское дарование, оригинальное решение и безупречную чистоту вокала.
Вот и второе место также разделили два коллектива. Артисты ТЮЗа Евгения Колтунова, Елена Колесникова, Петр Нестеренко и хормейстер театра Елена Кретова спели лирическую песню «Лебедушка». Исполнение было чистым, прозрачным, эмоционально наполненным. Вдобавок артисты пели а капелла. Как бы в ответ Краевой театр драмы и комедии также обошелся без инструментального сопровождения, а исполнив шуточную песню собственного сочинения «Мы не умеем петь» на музыку известной песни И. Матвиенко, в которой чистейшим многоголосьем сетовали на свою вокальную бесталанность. Идейным вдохновителем и сочинителем этого «опуса» был артист театра Виктор Асецкий, а поддержали его молодые коллеги Антонина Белан, Ирина Михневич, Анна Чеботарева, Сергей Дорогой, Сергей Краснов и Александр Курносов.
Третье место также пришлось делить между двумя исполнителями. Знаменитую песенку Бони из оперетты «Сильва» Имре Кальмана исполнил… балетмейстер Краевого театра драмы и комедии Андрей Крылов (по совместительству артист балета Краевого музыкального театра). Вот уж от кого не ждали песен! Тем не менее спел, да еще как, за что получил горячие аплодисменты зала. Соперницей его стала актриса этого же театра Анжелика Мельничук, о вокальных талантах которой мы в СТД хорошо знаем, но на сцене в этом качестве видим ее редко. А жаль. Актриса обладает редким даром органичного, тонкого музыкального исполнения. Свою песню Анжелика отыскала в бескрайних дебрях Интернета. Полная грустного юмора исповедь одинокой женщины стала еще одним украшением конкурсной программы.
Я упомянула лишь шесть номеров, покоривших сердца членов жюри. Но их было гораздо больше. Анна Мартюшева, исполнившая «Жизнь в розовом свете» из репертуара Эдит Пиаф, получила приз зрительских симпатий с большим перевесом голосов. Группа Краевого музыкального театра вышла на сцену с казачьей песней и устроила настоящую ярмарочную кутерьму с плясками, свистом и улюлюканьем. Танцоры пели, а певцы танцевали, и все вместе было шумным и веселым праздником. За этот номер исполнители получили диплом в номинации «Гарно!». А дуэт Валентина Кравчука и Андрея Ярмошевича, артистов того же театра, был отмечен дипломом в номинации «Лучший дуэт». На фестивале звучали песни Высоцкого и регги, народная песня и блюз, шансон и авторские произведения. Последнее отделение полностью шло под «живое» сопровождение «СТД-оркестра» — детища Валентина Кравчука и Константина Беды (Краевой музыкальный театр).
Награждение участников «Театрального Орфея» проходило вечером того же дня. Жюри пришлось работать оперативно и слаженно, причем периодически его членами овладевало желание наградить всех. Но профессионализм победил. Дипломы и премии получили лучшие из лучших. Конкурсный день, начавшийся ранним утром, подходил к концу. Все песни были спеты, дипломы вручены, награды розданы, шампанское выпито. Но праздник на этом не закончился. На следующий день предстоял гала-концерт с участием свежеиспеченных победителей и участников фестиваля. Продолжение следовало…
06 / 11 / 2014