Два года назад в театре «Бенефис» состоялась премьера.
Здесь сыграли одну из четырех бенефисных пьес Э. Радзинского, подаренных им любимым актрисам.
Это был поистине красивый и щедрый подарок драматурга: давно уже не появлялась у театров таких, другого слова не подобрать, роскошных возможностей за два часа сценической жизни поразить, потрясти зрителя всей гаммой многогранного актерского дарования.
И, конечно, у актрис, играющих эти спектакли, должно быть в избытке это самое дарование. Иначе теряется весь смысл задумки Радзинского.
«Я стою у ресторана – замуж поздно, сдохнуть рано…»- какое гротескное название, вместившее в себя весь трагизм будущего спектакля! У пьесы есть и подзаголовок «Убьем мужчину?». Зачем? Разве только мужчины виновны в судьбе героини? Режиссер Ольга Копейкина очень точно сохранила в спектакле этот знак вопроса. Гибнут или возрождаются к новой жизни её герои, — это решит зритель.
Неблагодарное и бесполезное дело пересказывать спектакль, выделяя отдельные эпизоды, находки режиссера и исполнителей. Помните у Пушкина: «Музыку я разъял, как труп», — ничего хорошего из этого не получается.
Спектакль надо воспринимать в целом, тем более такой спектакль; который играют актеры Людмила Селезнева и Александр Сафронов.
Разумеется, это женская пьеса, где все внимание сосредоточено на изломанной судьбе главной героини, вытолкнутой жестким театральным катком на самую обочину жизни. Но она все еще актриса, и какая! В своей обнищавшей квартире она играет для себя несыгранные роли, где она прелестна, благополучна, где она способна тронуть самое черствое сердце.
Людмила Селезнева играет Нину так, что мы верим: это погибает на наших глазах актриса редкого большого таланта. Разумеется, чтобы сыграть талант, ему надо соответствовать. То, как играет Л. Селезнева, заставляет сожалеть о том, что ничего подобного мы не видим порой на профессиональной сцене. Такой пронзительной силы вопль израненной женской души, такой неописуемой красоты актриса поет, танцует и тут же буквально умирает на наших глазах, что думаешь – это все: ей уже не подняться. Но она встает, чтобы все начать сначала… это надо видеть!
Задача Александра Сафронова – партнера Людмилы Селезневой, по задумке автора и режиссера, намного скромнее. Ему надлежит своим существованием в спектакле оттенить, дать возможность играть Нине – Л. Селезневой.
Баловень судьбы, не ведающий зла, которое он творит, — вот, пожалуй, и все его исходные установки.
Но режиссер О. Копейкина дала возможность и ему сыграть свою партию, пусть негромкую, но запоминающуюся.
А теперь о театре, где появился и живет этот спектакль.
Созданный волей, организаторскими способностями Ольги Копейкиной, этот театр, безусловно, на языке театральных работников относится к категории самодеятельных.
Хочу, выражаясь самым высоким слогом, «воспеть хвалебную оду» самодеятельному театру «Бенефис». Никто не оспорит, сам театр – это его руководитель и режиссер Ольга Копейкина.
Да потому он и самодеятельный, что все она сделала сама.
В театрах, гордо именующими себя профессиональными, помимо режиссера и актеров, оплачивается труд художника – соавтора режиссера, музыкального оформителя, костюмеров и т.д. Здесь же всё сама. Сценография – О. Копейкина. Музыкальное оформление – она же.
Световая партитура – то же самое. И если при таких условиях в театре «Бенефис» играется такой спектакль, как «Я стою у ресторана» с двумя профессиональными актерами, сам по себе возникает вопрос: так кого же считать истинным профессионалом, если не его режиссера?
Я не ставлю своей задачей анализировать детские спектакли, новогодние представления, все, что создано О. Копейкиной за эти годы. Я просто знаю, что работает она с полной самоотдачей, делая то, что так необходимо и детям, и взрослым Индустриального района, да и всего города. Причем совершенно непостижимо, как в наши дни удается не только выживать её детищу – театру «Бенефис», но и продолжать набирать силы для новых творческих удач.
С юбилеем Вас, Ольга Леонтьевна! С юбилеем, театр «Бенефис»!
Анна Таскаева, режиссер – педагог.
1999г.
04 / 10 / 2011