Мое открытие «Бенефиса»

  1. Аура «круглого стола».

—          Сокращенно мы это назовем НЛО! Понимаете? НЛО!

—          А если расшифровать? – спрашивает подошедший на репетицию добродушный

Александр Сафронов. – Не уж то тарелки ловить собрались?

Все рассмеялись, усаживая за стол желанного гостя.

—          НЛО, Сашенька, — это значит «новое любопытное открытие!» — восторженно

произнесла Ольга Леонтьевна.

—          Каких еще открытий вы жаждете? – спросила Королева Изящных Искусств – Ольга

Юрьевна Маскалева. – По-моему, я в своем Королевстве уже все открыла… Осталось провести конкурс «А ну-ка, девочки», «День смеха» и подготовиться к Королевскому балу. А там – каникулы!

—          Вы забыли про восемнадцатилетие театра! – напомнила актриса Людмила Селезнева.

—          Вот в связи с этим и родилась у меня идея – создать клуб «НЛО» для студийцев. В

этом клубе они будут совершать новые любопытные открытия, — объяснила директор театра.

—          Идея заманчивая, — согласились все собравшиеся за круглым столом.

—          В самом деле, студийцы могут делать любопытные открытия, связанные с историей

«Бенефиса», полезно будет им встретиться с теми, о которых говорят: «Они были первыми», — это предложила Вера Ефимовна Павленко.

—          Среди мальчишек и девчонок, немало сочиняющих стихи, песни, пишущих

фантастические рассказы, —  включилась в разговор Марина Анатольевна Ефремова. – Это любопытное открытие пришло само собой, когда я дала ребятам задание ответить на вопрос,  «Как ты понимаешь смысл слов «театр» и «вдохновение».

—          А почему бы в этом клубе не завести Словарь мудрости житейской? Повести с

ребятами разговор о чести, совести, гуманности, великодушии, доброте, любви, дружбе? – это подсказала Анна Эдуардовна Мартюшева.

—          Завелись! Вас теперь не остановить до глубокой ночи! – рассмеялась обладательница

заразительного смеха заведующая хозчастью театра Надежда Васильевна Киля. – Вот что значит чаек с лимонником!

И наполненный надеждой Васильевной видавший виды кофейник снова пошел по кругу.

—          Понимаете, наши дети должны научиться не только петь, плясать, декламировать и

играть на сцене, — рассуждала вслух Ольга Леонтьевна, отставив блюдце с вареньем. — Мы должны научить их писать сценарии, театральные монологи, пародии, эпиграммы. Конечно, это под силу не всем. Но для того и предлагается создать клуб «НЛО» для наиболее одаренных в этой области.

—          Кстати, можете считать, что первые уроки в этом, пока не созданном клубе, уже

прошли, — сообщила я. – После двухчасовой беседы о поэзии группа студийцев принесла мне свои стихи и рассказы. Некоторые из них будут опубликованы в спецвыпуске. А Даша Уланова и Олеся Вахненко по моей просьбе написали монолог входной двери и интервью со сценой театра. Попробовал свои творческие силы в стихосложении и наш талантливый актер Паша Малеев.

—          Отлично! Это уже что-то! — с удовольствием начал потирать руки Александр

Сафронов. – А можно, и я свои стихи предложу в спецвыпуск?

Все развеселились, снова и снова наполняя чашки ароматным чаем и подсовывая друг другу банки и вазочки с вареньем и конфетами.

—          А картошечки с грибами и соленых огурчиков никто не хочет? – это подошла

хлебосольная и щедрая Нина Никоноровна Полоненко. У неё в гардеробе как раз перерыв – и самое время пообщаться с актерами, послушать их байки.

Я смотрю в веселые одухотворенные лица единомышленников и вспоминаю, как именно здесь, за круглым столом, обсуждали мой первый сценарий. Как все были доброжелательны и бережны ко мне, считай, новичку в театральном деле. Вспоминаю, как потом коллективно переделывали этот сценарий вместе с режиссером сами актеры, входя в роли. И только после премьеры я до конца поняла, каких усилий стоило каждой актрисе это перевоплощение.

Здесь, за круглым столом, в творческой атмосфере редактировался и сценарий Праздника Букваря. Коллективно был найден Золотой ключик к удавшемуся спектаклю, который с удовольствием смотрели первоклассники школ Индустриального района.

А потом начались новогодние торжества. Нужно было видеть, как юные зрители болели за Снегурочку (спектакль «Каникулы Снегурочки» — (режиссер-постановщик О.Л. Копейкина), как они по ходу спектакля читали стихи и пели песни, стараясь растопить ледяную стену Царства снегов. И когда, наконец, стена растаяла от тепла их сердец, давая дорогу сказочным героям, все зрители устремились за Снегурочкой и Дедом Морозом в зал, на новогодний утренник, где их ждала красавица-ёлка. Это было удивительно!

Методист Татьяна Григорьевна Перепелкина  и педагог – организатор Владимир Николаевич Копейкин, много лет отдавшие  работе в учреждениях культуры  и образования , сияющим взглядом провожали юных зрителей. Только им одним было известно, сколько пришлось приложить усилий, чтобы так четко организовать и провести просмотры спектакля, утренники и новогодние дискотеки для школьников…

Уже поздно вечером смолкли веселые голоса детворы. Уставшие актеры собрались в гримерной, снимая костюмы, парики, грим с уставших лиц.

— Целых три смены, без передыха! — добродушно ворчал Дед Мороз – Олег Киселев.

—          Нет, в таком темпе просто невыносимо, — это подала голос актриса Ирина Сенчукова.

Накануне загрипповав, она в антрактах то и дело принимала жаропонижающие таблетки.

—          Прошу всех за круглый стол! – раздался громкий голос Ольги Леонтьевны. Чашки с

ароматным чаем, булочки, сухарики, конфеты, ломтики сала, колбасы….

—          Можно бы кое-что и покрепче, — замечает неугомонный юморист Олег Киселев, — и,

выждав паузу, добавляет: — Хотя бы для Деда Мороза.

—          Рождество уже на носу, тогда и отметим, — торжественно обещает режиссер.

Все со смехом вспоминают прошлое рождество. Было здорово!

—          И в этом году не хуже сценарий придумаем, — пообещал кто-то.

Между чашками горячего чая и кофе раздаются реплики и замечания по спектаклю.

—          Все-то вы узрели, Ольга Леонтьевна, — нарочито негодуют Дед Мороз и Снегурочка.

Чаепитие с обсуждением спектаклей и утренников затянулось…

Любят бенефисовцы собираться за круглым столом и в будни, и в праздники. Недавно в обеденный перерыв все хором поздравляли с юбилеем Нину Никоноровну Полоненко. И стихи читали, и песни пели, и плясали в её честь. Вместе со скромными подарками унесла она домой не только посвященную ей стенгазету, но и сердечное тепло своих коллег. Надолго запомнится юбилей и Владимиру Николаевичу Копейкину.

Аура круглого стола… Она сплотила творческий коллектив, она помогает театру выживать в это нелёгкое время. Именно она, эта аура, рождает новые идеи, дарит людям свет и тепло, помогает в достижении творческих высот.

  1. «В сутках 48 часов!»

«И некогда нам оглянуться назад…»

Если говорить о режиме работы театра-студии «Бенефис», то можно безошибочно утверждать, что в сутках 48 часов! По крайней мере, таковым мне показался режим жизни этого творческого коллектива. С утра до позднего вечера здесь слышны голоса детей и взрослых. Актеры театра – еще и педагоги. Они готовят смену молодую. И та дебютирует прекрасно. Нужно было видеть будущих актеров и актрис в новогодних забавах, в «Рождественской сказке», на празднике посвящения новичков в жители Королевства Изящных Искусств… А сколько труда и фантазии вложил каждый педагог  в подготовку концерта студийцев для родителей в честь 8 Марта! Педагогу по вокалу Елене Петровне Жирковой  в эти дни приходилось работать с большим напряжением. Она была просто нарасхват.

Воспитанники Анны Эдуардовны Мартюшевой прилежно репетировали «Муху-Цокотуху»  Корнея Чуковского, студийцы Веры Ефимовны Павленко отрабатывали «до блеска»  миниатюру «Общество юных джентльменов»  и готовили новую инсценировку для мам. А Галина Борисовна Мязина  каждый вечер занимала сцену для прогона хореографических номеров.

Как всегда, вдохновенно проводила репетиции Людмила Порфирьевна Селезнева и порадовала зрителей и своих коллег профессиональными выступлениями воспитанников, представивших своеобразный репертуар.  Как всегда требовательна к подопечным была режиссёр – педагог Марина Анатольевна Ефремова.  Снова и снова повторялись сцены из спектакля «Алиса в стране чудес». Оно и понятно: ребятам – победителям краевых и региональных фестивалей  – предстоит участвовать во Всероссийском фестивале  и занять, разумеется, не последнее место.

Самое интересное то, что любое задуманное мероприятие в «Бенефисе» никогда не срывается. У творческого коллектива повышенное чувство ответственности. И поэтому здесь время работает на театр. Уже в девятом часу вечера, когда многие хабаровчане отдыхают у телевизоров, в «Бенефисе» собираются актёры.

—          На третью смену! – как шутят оптимисты. Начинается репетиция, строгая, взыскательная.

Прогоняются сцены «Пёстрых рассказов» по произведениям А.П. Чехова. Это своеобразный спектакль. Мне довелось побывать на нём. Удивляешься, как актёрам на протяжении полутора часов удаётся держать в напряжении весь зрительный зал! Мастера художественного слова с изящными чеховскими манерами, тонкие психологи и чародеи, актёры «Бенефиса» делают этот спектакль запоминающимся. Безусловно, это огромная удача заслуженного работника культуры Нонны Александровны Цабе-Рябой, творческого соратника и давнего друга «Бенефиса».

Уже разошлись все актёры по домам, а мы, оставшись с Ольгой Леонтьевной, начинаем обсуждать содержание юбилейного спецвыпуска: другого времени на это у неё просто нет.

Мы перелистываем страницы многочисленных альбомов с фотографиями, запечатлевшими сцены из спектаклей разных лет. И о каждом фрагменте, о каждом актёре она могла бы говорить бесконечно, находя самые лучшие слова о тех, кто посвятил себя искусству.

Однажды наша беседа затянулась до полуночи. За многие годы журналистской работы мне приходилось беседовать не с одним десятком руководителей. Но я не помню, чтобы кто-то из моих собеседников так лестно отзывался о своих подчинённых. У неё все сотрудники театра Личности, каждого она ценит за «изюминку», яркую индивидуальность. И поражаешься, с какой точностью улавливает в каждом эту неповторимость.  «Педагог от Бога»,  «многогранная творческая натура»,  «актриса с большим творческим диапазоном»,  «прекрасный организатор»,  «человек с красивой душой».  И так щедро и искренне буквально о каждом.

В тот вечер режиссёр поделилась со мной своими творческими планами, задумками. Но самой главной заботой было празднование юбилея театра…

—          Да, уже восемнадцать лет! Как быстро летит время, — задумчиво улыбается Ольга

Леонтьевна и, вздохнув, добавляет: — И некогда нам оглянуться назад!

  1. Дочки – матери.

Вторым родным домом стал «Бенефис» и для детей творческого коллектива. Дочь Галины Леонидовны Малюк – Мария  Николаевна Плешакова – делает первые шаги в своей педагогической карьере: обучает студийцев пластике. И очень успешно! В этом мог убедиться каждый, посмотрев спектакль «Мистер Твистер».

«Бенефис» вырастил и воспитал Светлану Копейкину, которая за пять лет работы в театре-студии успешно освоила профессии администратора, фотографа, оператора и прекрасного преподавателя английского языка.

Олеся Вахненко и Татьяна Копейкина, подражая своим мамам, уже не первый год выходят на сцену театра. А совсем недавно на новогодних утренниках обе школьницы – подружки талантливо сыграли Рыжую кошку. Преуспели девчата и в спектакле «Мистер Твистер». А Олесе посчастливилось брать интервью у участников телевизионного конкурса «Песенка за песенкой» для радиопередачи.

Постоянный зритель всех бенефисовских спектаклей пятилетняя Валентинка Маскалева. А на 8 Марта состоялся дебют юной танцовщицы.

Нужно было видеть сияющий взгляд малышки, когда на сцену в восхитительном платье вышла красавица Королева.  Да и как было не рукоплескать, если эта Королева – её мама, завуч по учебной работе с детьми. Обязательная и ответственная Ольга Юрьевна Маскалева – уважаемый человек в коллективе. Пятый год успешно ведёт курсы по подготовке детей в школу. Она мастер на все руки: и с компьютером на ты, и кинокамерой, и фотоаппаратом владеет. А к педагогике и театру у завуча особая симпатия.

Вот такая мама у хорошенькой Валентинки Маскалевой, возможно, будущей звезды «Бенефиса».

  1. 4. Каждый в заглавной роли.

В «Бенефисе»  каждый сотрудник работает с чувством ответственности и уверенности в своем завтрашнем дне. И актеры, и педагоги, и обслуживающий персонал на равных. Никаких  интриг, унижений, подсиживаний.  Видимо, не случайно один заезжий московский актер назвал «Бенефис» «оазисом в пустыне».

Правая рука директора театра заведующая хозчастью Киля Надежда Васильевна все объяснила очень просто:

—          У нас, в «Бенефисе», не бывает маленьких ролей: каждый чувствует себя заглавной

фигурой.

Я подивилась её мудрому выводу и тут же вспомнила дворника Анатолия Дмитриевича Короля. Уже в одиннадцатом часу вечера он зашел «на огонек» и долго беседовал с директором театра-студии.

—          Доложил, что начнет уборку снега с шести утра, чтобы к утреннику был полный

порядок, — с улыбкой объяснила Ольга Леонтьевна появление одной из заглавных фигур.

А сколько старания вкладывает в свой труд Нина Никоноровна Полоненко. Это благодаря ей в « Бенефисе» все сияет.

Если говорить о талантах сотрудников театра, нужно заметить, что среди них есть и вязальщицы, и портнихи, и костюмеры, и искусные повара и кондитеры, и художники, и певицы, и балерины, и музыканты, и поэты, и фотографы. А самое главное – все они неутомимые труженики и оптимисты.

Мне бросилась в глаза непринужденная обстановка в общении членов коллектива. Ровесников  — по именам, старших – по имени — отчеству, и непременно – с уважительной интонацией! Причем – ни тени наигранности и лицемерия. Это – от внутренней культуры, соблюдения этикета.

Меня поразила индивидуальность каждого актера, стремление «выдать на гора», по меньшей мере, —  «шедевр». И что закономерно для коллектива, творческого по-настоящему, – это удается.

Театр по давней традиции остается местом творческих встреч с коллективами школ Индустриального района. Школьники являются не только постоянными зрителями спектаклей «Бенефиса», но и участниками викторин, дискотек и праздников.

Вот и в январе этого года со сцены театра-студии выступали участники районного конкурса чтецов, посвященного 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. А затем два дня в переполненном зале «Бенефиса» проходил районный фестиваль детских  театральных коллективов. И гости, и хозяева фестиваля пребывали в приподнятом, радостном настроении, царила атмосфера взаимного восхищения и доброжелательства. Невольно вспомнились слова великого Гоголя о том, что театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра.

Общаясь с творческим коллективом « Бенефиса»  я снова и снова утверждаюсь в своем убеждении, что Доброта, именно Доброта! – спасет мир.

Раида Литвинова, член Союза журналистов России,1999г.

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУК ХЦТИ «Бенефис» Вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Согласен